Ken Kesey

Кен Элтон Кизи является одним из главных писателей бит-поколения и поколения хиппи.

[tab:биография]

Кен Элтон Кизи родился 17 сентября 1935 года в Ла-Хунте в семье фермера и позже вместе с семьей переехал в Орегон. После школы закончил факультет журналистики Университета Орегона в 1957 году и поступил на курсы писательского мастерства в Стэнфордский университет.
Стэнфорд сыграл в жизни будущего автора знаменитого романа «Полет над гнездом кукушки» определяющую роль. В 1960 году один приятель «психолух» предложил Кизи за двадцать долларов принять участие в правительственном эксперименте по испытанию новых препаратов, изменяющих сознание в вирджинской психиатрической больнице. Таким образом Кен Кизи познакомился с диэтиламидом лизергиновой кислоты двадцать пять (хорошо известной в народе как ЛСД), псилоцибином, мескалином и другими галлюциногенами. Интересен тот факт, что до этих самых экспериментов он вел исключительно здоровый образ жизни, активно занимался спортом, в общем, не имел ровным счетом никакого отношения к подобным вещам.
Эти эксперименты сильно повлияли на становление личности писателя, дали принципиально новые возможности восприятия и Видения, иными словами, открыли какой-то новый волшебный, сказочный мир, скрытый от глаз среднестатистических обывателей — сумасшедший, яркий и эмоциональный кислотный мир, наполненный бешенными звуками и флуоресцентными красками, мир, который позволяет увидеть и познать истину в данный момент.
Через полгода Кизи устраивается работать санитаром в той же больнице и во время ночных дежурств пишет якобы курсовую работу, а на самом деле роман, которому суждено большое будущее и статус культового произведения.
«Полет над гнездом кукушки» он писал десять месяцев, то есть все то время, пока работал в психбольнице, атмосфера которой и вдохновила его на создание этого шедевра. Сам Кизи говорит о том, что главный герой Рэндл Патрик Макмерфи (R. P. M. — Revolutions Per Minute) — это выдумка «затравленных тоской» пациентов психбольницы, с которыми ему пришлось работать, их потребность именно в таком герое, который в любой ситуации остается прежде всего самим собой, который имеет некую силу, точку опоры, внушающую окружающим надежду… просто надежду и веру во что-то большее… в себя.
Дебютный роман был опубликован в 1962 году в нью-йоркском издательстве «Вайкинг» и имел феноменальный успех. (Правда, по словам Тома Вулфа, американского журналиста и автора «Электропрохладительного кислотного теста», посвященного Кену Кизи и Веселым Проказникам, первым романом Кизи стал так и не опубликованный «Конец осени», судьба которого неизвестна).
Нельзя не отметить принципиальную оригинальность этого произведения — совершенно неожиданную форму его подачи. Наверное это один из первых романов, написанных под воздействием галлюциногенов — совершенно реалистичную по своему содержанию историю Кизи рассказывает через призму психеделических образов, состояний и настроений, благодаря чему суровый реализм переплетается с фантастичностью, когда по стенам льется липкая зеленая слизь, а герои вдруг растут на глазах, становясь в конце-концов огромными, и плавают в каком-то густом плотном тумане. И это не гротеск — это психеделия, такая необыкновенная, неизвестная ранее атмосфера. Добавить сюда еще и нравственные проблемы, глубочайшую трагедию и борьбу человека с Системой (Комбинатом у Кизи), и получится гениальное произведение, которое неизменно причисляют к лучшим в двадцатом веке.
Объективно говоря, можно по-разному относиться к эпохе активного потребления наркотических веществ, пришедшую главным образом на 60-70 -е годы двадцатого века, главное всегда помнить о том, что в любом факте и событии всегда можно найти положительные и отрицательные моменты, но нельзя не отметить тот факт, что все те новые впечатления и эмоции, которые Кизи получил благодаря клиническим исследованиям, в которых принимал участие, причудливым образом соединились с его ярким писательским талантом, и результатом этого коктейля стали его оригинальные самобытные произведения.
Наряду с такими романами, как «Степной Волк» Германа Гессе и «В дороге» Джека Керуака «Полет над гнездом кукушки» стал главным произведением поколения хиппи, его нравственным ориентиром, неким идеалом, к которому нужно стремиться, ну а сам Кизи в некотором смысле психеделическим гуру поколения хиппи, внесшим огромный, если не самый существенный вклад в формирование альтернативной субкультуры 60-х.
Благодаря своей популярности «Полет над гнездом кукушки» сначала был перенесен на сцену, где роль Макмерфи исполнял известный американский актер Керк Дуглас, а затем и экранизирован Милошом Форманом в 1975 году. Несмотря на огромный успех экранизации, Кизи относился к ней негативно, ибо многие принципиальные моменты не были учтены. Так, в фильме Вождь Бромден отходит на задний план, теряет свою роль рассказчика. Кроме того, фильм снят в жанре сурового реализма, он отражает лишь содержание, но никак не форму подачи романа, а поэтому является самостоятельным, совершенно иным произведением, имеющим к оригиналу достаточно сомнительное отношение.
Второй роман Кизи пишет на своей новой ферме в Ла-Хонде штат Калифорния и публикует в 1964 году. Традиционно считается, что Кизи — автор одной книги, но это, объективно говоря, совершенно несправедливо.
«Порою нестерпимо хочется» (или «Порою блажь великая» в другом переводе) — история семьи упрямых лесорубов Стамперов, которые противостоят оказываемому на них давлению целого города. Второй роман по глубине своего воздействия на читателя не уступает «Кукушке», наоборот, выдерживает тот же высочайший уровень литературного мастерства.
Многие критики говорят о том, что здесь представлен реалистический жанр, но такое утверждение свидетельствует о неполном понимании самой сути произведения, ибо слова, предложения и строчки сливаются в один неповторимый поток, который можно назвать Смыслом, состоящим из множества маленьких смыслов, которые резко перескакивают от одного к другому, открывая при этом какие-то хорошо известные и скрытые истины и создавая неповторимый философский колорит романа. Кен Кизи остается верен своей особой, психеделической подаче, перенесенной в какой-то степени на более масштабный проект, масштабный не в плане глубины рассматриваемой в нем проблемы и даже не в плане художественного уровня, но масштабный в собственном смысле этого слова. Второй роман Кизи так же был экранизирован.
Тем временем вокруг Кена Кизи собирается своеобразная тусовка, состоявшая из его друзей и называвшая себя Веселыми Проказниками. Иногда Веселых Проказников считают одной из первых хипповых коммун. Общей духовной целью Проказников стала психеделическая революция, борьба со всем серым, банальным и повседневным, принципиально новое восприятие мира под воздействием, конечно, ЛСД, травы, винта, псилоцибина, мескалина и других наркотиков. При этом Кизи с друзьями сильно отличались от команды Тимоти Лири, который проводил исследования по воздействиям ЛСД на организм человека. Если в Лири было нечто эстетствующее, какая-то замкнутость и отстраненность от внешнего мира, возможно, даже некоторая чопорность, то Проказники были яркой ему противоположностью. Они окунулись в психеделию под силой страстного искреннего сумасшедшего порыва, отдавшись ему всей душой. Можно сказать, они действительно безумствовали, раскрашивая деревья вокруг дома Кизи в Ла-Хонде, домашнюю утварь, свою одежду и себя самих красками ночного и дневного свечения, постоянно снимали фильм о своей жизни, записывали все окружающие их звуки и разговоры, занимались этаким совместным, коллективным творчеством.
Если же говорить о самом Кене Кизи, нельзя не обратить внимание на то, что у него редко получался диалог с так называемыми подлинными интеллектуалами, потому что несмотря на огромные творческие ресурсы и талант, он оставался человеком из совершенно другой среды, внешне совсем простой большой и сильный увлекавшийся борьбой, с неизменным южным акцентом, который, кажется, специально подчеркивал.
Вообще понятие фильма стало для Проказников, их своеобразной философии, ключевым. Они всех стремились приобщить к психеделической культуре, открыть, как им казалось окружающим глаза на мир и помочь познать действительность, то есть, затянуть в свой фильм. Одним словом, они мечтали о психеделической революции и, казалось, искренне верили в возможность осуществления этой безумной идеи.
В дом Кизи в Ла-Хонде толпами приходили так называемые Чудесные Люди, разные странники и бродяги, которые, видимо, стремились приобщиться к андеграундному в то время наркотечению для познания бытия и получению принципиально новых ощущений. Всем этим людям не было отказано в приюте и еде, некоторые из них оставались надолго, если, конечно, оказывались в духе той особой, неповторимой атмосферы. Естественно, постоянная суета и шум, социально неодобряемый образ жизни этой, можно сказать, коммуны послужил причиной постоянных неприятностей с полицией.
Также в ходу у Проказников было понятие «Полетов в Сейчас», то есть попытки оказаться в настоящем в данный момент времени с помощью описания всего того, что ты видишь в эту секунду под воздействием наркотического опьянения.
Можно сказать, что неким символом проказников стал сумасшедший школьный автобус 1939 года выпуска — Далше (Further), который кому-то из них пришло в голову купить для того, чтобы совершать поездки по Америке. Как и все окружавшее Проказников, автобус раскрашенный в яркие кислотные цвета и оборудованный мощной аппаратурой, неизменно привлекал внимание публики, когда проносился по городам под мощные звуки рок-н-ролла.
Традиционно за рулем сидел водитель от Бога по-настоящему безумный Нил Кэссади, который послужил известному писателю битничества и по совместительству своему другу Джеку Керуаку прототипом главного героя Дина Мориарти в его знаменитом романе «В дороге».
Нил Кассади, битник, а затем и один из Веселых Проказников, был как бы неким связующим звеном между эпохами битников и хиппи, которые, несмотря на некоторые принципиальные отличия, плавно перешли одна в другую. Именно поэтому часто говорят о том, что Кизи связал эпохи битничества и хиппи, потому что именно он был своеобразным «нелидером» Веселых Проказников, к которым относился и бывший битник — Кэссади.
Создается ощущение, что Кизи ко всему происходящему относился с неким неповторимым философским юмором, не воспринимал жизнь всерьез, он постоянно балансировал на грани, совершая очередное безумство. Когда писателя должны были посадить за хранение травы, он попросту совершил издевательский побег в Мексику, инициировав самоубийство и оставив предсмертную записку. Главной фишкой этой проказы было, несомненно, то, что никто не мог действительно в нее поверить, однако ее как бы приходилось принять как данность.
За время отсутствия Кизи в Америке, в самой гуще событий, произошел некий культурный раскол Веселых Проказников. На место «нелидера» встал ближайший друг писателя Кен Бэббс, который многих раздражал своим поведением. Активно проходили знаменитые кислотные тесты — своеобразные дискотеки под кислотный рокгруппы Grateful Dead, различными световыми и лезерными шоу, стробоскопами и, конечно же, галлюциногенами. На одном из таких тестов гостей не предупредили о том, что в апельсиновом пунше содержится кислота, что многих шокировало.
Тем временем, что самое смешное, Кизи удалось улизнуть от копов, которые все же обнаружили его в Мексике и пересечь границу в обратном направлении. За то время, пока он незаконно находился на территории США, он успел даже дать сумбурное телеинтервью. Кизи никто не мог поймать, и в то же время он совсем не скрывался, был под носом у своих врагов, он рисковал, пытаясь затянуть реальность в свой захватывающий кислотный фильм.
Однако всем безумным похождениям рано или поздно приходит конец, писатель отсидел-таки около полугода в тюрьме недалеко от своей бывшей ферме в Ла-Хонде, которую у него отняло государство. Некоторые подробности этого заключения можно найти в одном из рассказов в сборнике «Демон Максвелла».
С этим периодом жизни писателя связано множество вопросов. До сих пор толком неизвестно, почему Кизи вдруг резко отказался от употребления ЛСД и призывал всех вокруг к тому же. Существует версия, что таково было требование правосудия, ибо за такую антипропаганду Кизи должны были сократить срок. Этот поступок писателя вызвал большое разочарование «торчковой» общественности, которая обвинила его в ренегатстве.
С другой стороны, Том Вулф в своем романе пересказывает диалоги писателя с разными людьми, где тот говорит о том, что нужно переходить на новый уровень восприятия, что нужно идти дальше, искать новые пути, что ЛСД, принесшая много пользы, уже не требуется. Кизи замечал, что за время его отсутствия в США кислотные тесты, хоть и набирали бешенную популярность, становились масштабнее, но, тем не менее, никак не менялись принципиально, не давали каких-то новых способов восприятие, становясь лишь движением по кругу, но никак не вперед. И если это действительно искренняя позиция одного из главных кислотных идеологов, то она показывает Кизи новатором, идущим на шаг впереди всей «торчковой» субкультуры, говорит о его нравственной и культурной зрелости.
Очень показательным является тот факт, что в старости Кизи не одобрял употребление всех наркотиков, включая такие психоделики, как ЛСД и псилоцибин. Единственное, чему он остался верен до конца жизни — это траве, которая, по его мнению, позволяет человеку оставаться адекватным.
Кстати, если говорить о Кизи с точки зрения новатора, нельзя не упоминать его отношение к различным протестам и демонстрациям. На одном собрании, посвященном протесту против войны во Вьетнаме Веселый Проказник шокировал публику своим заявлением о том, что все типичные формы протеста являются частью Системы, они предусмотрены и запланированы ей и не выполняют своей истинной миссии. Лучшей формой протеста Кизи считал полный уход от проблемы, ее внешнее и внутреннее игнорирование, полное равнодушие ко всему, что тебя не устраивает в мире.
После окончания заключения Кизи внешне успокаивается и возвращается на родину в Орегон, на ферму своих родителей, где начинает вести уединенный образ жизни и продолжает писать. Так, примерно в это время он пишет свой третий роман «Песнь моряка», который был опубликован спустя много лет, только в 1992 году. А в 1972 году выходит необычная, немного безумная, как и все, что имело отношение к проказникам, сумбурная книга, написанная в соавторстве с ближайшими друзьями и сподвижниками «Гаражная распродаже Кена Кизи». Это произведение имеет скорее историческую и философскую ценность, содержит огромный материал, множество рисунков или иллюстраций, посвященных разнообразным вещам и проблемам, которые волновали Проказников.
К началу 80-х популярность психеделического движения уже сошла на нет, безумный автобус Далше пылился на ферме у Кизи, однако герои, несмотря на то, что ушли в тень, не были забыты и не изменили своим идеологическим принципам. Когда в 1995 году Тимоти Лири сообщили о смертельном диагнозе, он пожелал собраться со всеми близкими ему людьми и совершить последний главный трип своей жизни, в котором должны были участвовать и Проказники. Ради такого события автобус Далше был восстановлен, заново разукрашен и отправился на фестиваль «Hog Farm Pig-Nic», где было много музыки, выступление самих Кизи и Лири, Проказники в своих психеделических костюмах. Все было заснято на кинопленку.
Так же еще одно выступление Кена Кизи на сцене произошло два года спустя, в 1997, на концерте группы Phish.
Последние годы своей жизни писатель провел в уединении, он пережил инсульт, страдал от диабета, обнаруженном в 1992 году, а затем и от рака печени. Поскольку опухоль была инкапсулирована, Кизи сделали операцию, которая прошла успешно, но, несмотря на это, писатель умер в больнице Sacred Heart Hospital города Юджина 10 ноября 2001 года.
Вместе с Кизи в прошлое ушел целый мир, яркая, красочная эпоха со своими плюсами и минусами, эпоха, наполненная мощными искреннеми душевными порывами, эпоха, которая вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным.
Кен Кизи — Человек, Веселый Проказник и Писатель, раскрасивший черно-белый мир вокруг себя цветными светящимися красками, подаривший нам новое видение действительности и внесший огромный культурный вклад в литературу, образ и стиль жизни и, возможно, в какой-то степени, философию двадцатого века.

[tab:веселыи проказники] В 1962 году благодаря своему блестящему роману «Пролетая над гнездом кукушки» прославился Кен Кизи. Книгу он написал, работая помощником психиатра в мемориальной больнице ветеранов в Менло Парк.

В 1964 году Кизи получил последнюю часть большого аванса за свой второй роман, «Порою блажь великая» (Sometimes A Great Notion), который был опубликован несколькими месяцами позднее в том же году. Часть полученных денег Кизи потратил на покупку школьного автобуса «Интернешнл Харвест» 1939 года выпуска. Тут же развернулась работа по превращению этого обычного старенького автобуса в Автобус (THE Bus). В его крыше было вырезано отверстие и установлена платформа, чтобы желающие могли ехать, сидя на крыше. Кроме того, на крыше установили огромные динамики и микрофоны, чтобы внутри было слышно, что происходит снаружи. Какое-то время в автобусе были даже установлены барабанная установка, акустическая и бас-гитары, чтобы развлекать людей в городах, по которым проезжал автобус. Все, что говорилось внутри и снаружи автобуса, могло записываться на пленку и тут же воспроизводиться задом наперед; все это великолепие можно было слушать в колонках или в наушниках. В автобусе находилось несколько камер и магнитофонов, чтобы записывать все происходящее.

Автобус был разрисован, и как! Потрясающие психоделические изображения, хотя и неряшливо и непрофессионально нарисованные, безусловно, привлекали к автобусу огромное внимание. На табличке для указания пункта назначения Рой Себерн написал “Furthur” (модификация слова «Further» — «дальше»; позднее второе «u» исправили на „e”). Так, 14 июня 1964 года Кен Кизи и его команда «Веселых проказников» (Merry Pranksters или просто Pranksters) отправились в путешествие по Америке, решив подвергнуть ее собственному «кислотному тесту».

В начале путешествия в автобусе насчитывалось 14 человек. Некоторые из них просто хотели повидать друзей на востоке, однако большинство было «закоренелыми» «пранкстерами», для которых это путешествие было ни чем иным, как разновидностью искусства. Среди них были Кен Бэббз, его брат Джон, Сэнди Леманн-Хаупт, Майк Хэйген, Джордж Уолкер, Майк Бевирт, Чак Кизи, брат Кена, и его двоюродный брат, Дейл Кизи. Кроме того на борту была Кэти Касано, которая хотела сняться в фильме Майка Хейгена, который был предусмотрительно назван «Веселые проказники в поисках спокойного места» (“The Merry Pranksters Search For The Cool Place”). Периодически съемки фильма выдавались за официальную причину всего путешествия, хотя на деле «веселые проказники» были ходячим торжеством непрофессионализма, из-за чего закончить фильм было просто невозможно.

Путешествие было описано в нескольких книгах, самыми известными из которых стали «Электропрохладительный кислотный тест» (The Electric Kool-Aid Acid Test) Тома Вулфа, “В автобусе» (On The Bus) Пола Пери и «Дальнейшее расследование» («The Further Inquiry») Кена Кизи (книга опубликована в 1990г.).

Путешествие

Главным водителем автобуса стал Нил Кэссади, перед которым был подвешен персональный микрофон, чтобы он мог во всеуслышание вести свой „амфетаминовый» монолог, не отрываясь от вождения, курения косяков, гримасничания, путания педалей и, конечно, галлюцинаций, в ходе которых ему то казалось, что педаль газа превратилась в спагетти, то мерещилось, будто на него напали тараканы.

Только Нил мог вести автобус, у которого периодически отказывали тормоза, сцепление, передача заднего хода, и при этом все-таки благополучно доехать до пункта назначения. Кизи же во время путешествия сидел на крыше, изображая из себя капитана Флага (Captain Flag, герой американских комиксов 40-х годов), читая одноименные комиксы и завернувшись в американский флаг, в то время как из установленных на крыше колонок вырывался соул и ритм-энд-блюз.

«Проказники» посетили Викиап, Аризона, где был устроен первый групповой прием кислоты; затем они отправились Феникс, откуда поехали в Хьюстон, Техас. В Хьюстоне команду покинула Кэти Касано (aka Stark Naked). Оттуда через Новый Орлеан “Проказники» направились в Нью-Йорк.

Наркотики

Путешествие в Милбрук с целью нагрянуть к «кислотному гуру» восточного побережья, Тимоти Лири, оказалось весьма неудачным.

Подход Лири к ЛСД был невероятно далек от представлений «проказников». Лири считал, что ЛСД нужно принимать в спокойной обстановке, с целью испытать глубоко личные, умозрительные, духовные ощущения; чтобы вызвать «умственные перемены» (“brain-change”), другими словами, как гласил один из лозунгов Лири, «Чтобы пользоваться головой, нужно быть вне себя» (“You have to be out of your mind to use your head”). Кизи и Бэббз же воспринимали ЛСД как развлечение, испытание на выносливость для самых настоящих хиппи. Они считали, что ЛСД нужно принимать в атмосфере непредсказуемости, и делали все возможное, устраивая всякие выходки и подстраивая пугающие, провокационные ситуации — просто чтобы посмотреть, что из этого получится. Именно за это Бэббз и его друзья заработали свое прозвище — «веселые проказники».

Когда «проказники» приехали в Милбрук, Тимоти Лири там не оказалось. Автобус проехал по длинной дороге, объехал озеро; все это время на его крыше развевались американские флаги, а из колонок громыхал рок-н-ролл.

Подъехав к огромному каменному особняку, выполненному в викторианском стиле, «проказники» начали выбрасывать зеленые дымовые бомбы, ожидая, что члены Лиги Духовного Открытия (League for Spiritual Discovery) радостно выбегут им навстречу с распростертыми объятиями. Однако этого не произошло. Через некоторое время из особняка вышли доктор Ричард Алперт (тогда он еще не был Рэмом Дэссом), Пегги Хитчкок и Сьюзан Метцнер, чтобы посмотреть, что за переполох.

Пожалуй, названия говорили сами за себя. Лига Духовного Открытия и «проказники». Два настолько противоположных подхода, насколько можно себе вообразить. Кизи и Бэббз все же встретились с Лири, в весьма тихой обстановке. Позже Лири написал в своих «Воспоминаниях» (Flashbacks): «Мы посмотрели друг другу в глаза и пообещали оставаться на связи как союзники».

Позже Лири добавил: «Я не знаю, с какой целью они на самом деле приезжали в Милбрук, кроме как поздороваться. Такова особенность племен: они не смешиваются. Гениальность племенного строя в том, что у каждого племени есть свой тотем и свои боги. Когда племена смешиваются, начинается феодализм. Суть в том, что не нужно организовываться, и при этом важно уважать чужой стиль». Лири сказал, что многому научился в результате этой встречи: например, быть менее формальным и больше шутить.

Нил Кэссади раньше остальных вернулся на Побережье, где повстречал юную Кэролин Адамс, энергичную восемнадцатилетнюю девушку на большом черном мотоцикле. Кэссади тут же окрестил её Mountain Girl (“Горная девушка / Девушка с гор”) и уговорил отправиться вместе с ним в Ла Хонду.

К концу августа 1964-го все «проказники» также вернулись в Ла Хонду, причем с каждым днем их становилось все больше и больше. Mountain Girl идеально вписалась в обстановку и вскоре очень сблизилась с Кизи.

У них родилась дочь Саншайн. Позже Mountain Girl вышла замуж за Джерри Гарсиа из группы the Grateful Dead.
[tab:acid test]

В 1965 году Кен Кизи (Ken Kesey) со своими единомышленниками Merry Pranksters организовал серию «дезорганизованных» (free-form) мероприятий под названием «Кислотные «тесты» (‘Acid Tests’), постеры к которым придумал и выполнил художник Норман Хартвег (Norman Hartweg). Кульминацией «Кислотных тестов» стал «Фестиваль «путешествий» (Trips Festival) — представление с участием артистов разных жанров исполнительского искусства, прошедшее 21-23 января 1966 года в зале «Longshoreman’s Hall» в Сан-Франциско. Данное событие стало отправной точкой в истории «эйсид-рока», а подлинными звездами фестиваля были THE GRATEFUL DEAD. Впрочем, не менее важным был вклад и других артистов авангардного толка. Вкратце, суть мероприятия сводилась к тому, что любому желающему предоставлялась возможность прямо на месте испытать на себе воздействие ЛСД…
Вскоре подобные «Кислотные фестивали» прошли и в других городах США. Психолог из Гарварда, доктор Тимоти Лири, пропагандировавший употребление данного галлюциногена, объявил в сентябре 1966 года о создании движения в поддержку «психоделической религии» — «Лиги духовного откровения» (The League for Spiritual Discovery) (по первым буквам — Л.С.Д.). В Нью-Йорке он созвал пресс-конференцию, на которой произнес ставшую афоризмом фразу: «turn on, tune in and drop out» («кайфуйте, врубайтесь и бросайте учебу»)…
«Майкл Холлингсхед (Michael Hollingshead) из Милбрукского центра доктора Лири в середине 1965 г. привез «кислоту» в Лондон, ее воздействие музыкальный мир было почти мгновенным.» В 1967 году Джоэл и Тони Браун (Joel & Toni Brown) из того же центра приезжали в Лондон для помощи в организации световых шоу…
Днем рождения психоделического или, если пользоваться географическими мерками, уэст-коуст рока принято считать 16 октября 1965 года, когда первым балом под менеджментом «Фэмили Дог» в зале «Longshoreman’s Hall» — «A Tribute To Dr. Strange» — THE JEFFERSON AIRPLANE, THE CHARLATANS, THE MARBLES и THE GREAT SOCIETY заложили основу сан-францисской андерграундной сцены. Бал прошел накануне марша Дня Вьетнама в Беркли — еще одного катализатора такой поразительной жизнеспособности андерграундного сообщества.

Ken Kesey and Merry Pranksters

"Can You Pass the Acid Test?" is the rhetorical question asked by a poster announcing the Muir Beach Acid Test in 1965.

Revelers at an Acid Test appear to be going with the flow as best they can.

Neal Cassady, the larger than life subject of Jack Kerouac's Beat Generation manifesto On the Road and the Merry Pranksters' bus driver, hangs out at a 1966 Acid Test in Los Angeles.

A poster announcing the Acid Test Graduation, which was to be held at Winterland in San Francisco on Halloween 1966.

In actuality, the event had to be moved at the last minute, though the spirits of the graduating class nonetheless remained high.

The event that followed the Fillmore Acid Test was boldly named the Trips Festival. It aimed at incorporating everything that had been part of these public gatherings into whatever else might fit. Stewart Brand had rented Longshoremen’s Hall from January 21-23, 1966.

Gleeful anarchy reigns at the Trips Festival a three night psychedelic happening at Longshoremen’s Hall in 1966. A poster for the festival mark it as an event to rememberthat is, if you could.

Neal Cassady, the larger than life subject of Jack Kerouac's Beat Generation manifesto On the Road and the Merry Pranksters' bus driver, hangs out at a 1966 Acid Test in Los Angeles.

The cover for The Acid Test LP. 1966

Music was invariably provided by the Grateful Dead, shown performing in Palo Alto as the Warlocks in 1965.

[tab:электропрохладительный кислотный тест]

«Электропрохладительный кислотный тест» Том Вулф — читать

«Электропрохлади́тельный кисло́тный тест (англ. The Electric Kool-Aid Acid Test, 1968, рус. перевод 1996) — книга американского писателя Тома Вулфа, описывающая период жизни Кена Кизи (автора «Пролетая над гнездом кукушки») с 1958 по 1966 год и сформировавшуюся вокруг него неформальную субкультурную коммуну — Весёлых Проказников (англ. Merry Pranksters), оказавшую существенное влияние на популяризацию ЛСД, спровоцировшую психоделическую (так же называемую кислотной) революцию и ставшую связующим звеном между битниками и хиппи.

Книга вошла в список 100 лучших работ по журналистике в Соединенных Штатах Америки в XX веке по версии Arthur L. Carter Journalism Institute при Нью-Йоркском университете.

Этимология названия

Неологизм «Электропрохладительный» относится к периоду упадка коммуны и напрямую связан с Уоттсовским тестом, вечеринкой, которую Весёлые Проказники провели в пригороде Лос-Анджелеса. В оригинале английский термин «The Electric Kool-Aid Drink» — Электропрохладительный Напиток, был предложен[2] членом коммуны Хью Ромни (англ. Wavy Gravy) в время вышеупомянутого события. Практика бесплатного угощения прохладительными напитками на вечеринках была распространенным явлением для описываемого в книге времени, но качественно напиток Проказников отличался наличием в нём изрядной доли ЛСД. Соответственно, добавленное к слову «Электропрохладительный» выражение «Кислотный Тест» характеризует основную деятельность коммуны Весёлых Проказников — проведение вечеринок[прим. 1] с угощением наркотиком всех желающих.

История создания

Как отмечает[2] сам Вулф, в некоторых из описываемых в книге событий он принимал непосредственное участие, а об остальных узнал от свидетелей или участников происходившего. В работе над книгой помогали Кен Кизи, Каролин Адамс, «Черная Мария», Кеннет Баббс, Стюарт Бранд, Пейдж Браунинг, Майк Хейджен, Хью Ромни, Джордж Уокер, Нил Кэссади, Сэнди Леманн-Хаупт, Эд Маккланахэн, Роберт Стоун — то есть непосредственно члены коммуны Веселых Проказников, которых Вулф интервьюировал в ходе работы над «Электропрохладительным Кислотным Тестом».

Так же в ходе написания книги были использованы:

* Письма Кизи к Ларри Макмёрти. Они относятся к периоду, когда главный Проказник был в бегах в Мексике.
* Архивы коммуны — магнитофонные записи с кинохроникой автобусного путешествия, дневники, письма, фотографии.
* Магнитные записи, которые Хантер Томпсон сделал в период работы над своей книгой Ангелы Ада (англ. Hell’s Angels: The Strange and Terrible Saga of the Outlaw Motorcycle Gangs)
* Отчет о Уоттсовском Тесте, написанный репортером Free Press (англ. Los Angeles Free Press) Клер Браш, участвовавшей в хеппенинге — специально для Вулфа.
* Впечатления о Проказниках драматурга Нормана Хартвега (Norman Hartweg), описанные в серии магнитофонных записей.
* Множество писем, которые автор книги получал в ходе переписки с людьми[прим. 2], тем или иным образом причастными к жизни коммуны.

Персонажи

Ниже указан список наиболее часто упоминаемых в книге людей, которые составляли основной костяк коммуны, или, выражаясь словами Кизи, «ближний круг».

Кен Кизи — американский писатель, основатель коммуны, духовный лидер и учитель её членов.
Нил Кэссади — одна из самых примечательных фигур бит-поколения, прототип Дина Мориарти из романа Джека Керуака На дороге (англ. On the Road). Близкий друг Кизи, был водителем автобуса Далше.
Кеннет Баббс (англ. Ken Babbs) — близкий друг Кизи, преемник главенства в коммуне в период её распада.
Джерри Гарсия и оригинальный (в период с 1965 по 1967 год) состав группы The Grateful Dead.
Каролин Адамс (англ. Carolyn Adams) — известная среди Проказников как «Горянка». Любовница Кизи, мать[3] его дочери Саншайн (Sunshine). Присоединилась к коммуне летом 1964 по прибытию Далше в Ла-Хонду. Впоследствии вышла замуж за Джерри Гарсиа.
Черная Мария» — любовница Кизи, присоединилась к Веселым Проказникам во время их пребывания в Мексике.
Аугустус Аузли Стэнли III (англ. Owsley Stanley) — известный так же как просто «Аузли», один из крупнейших[4] подпольных производителей и продавцов ЛСД. Присоединился к коммуне в августе 1964.
Хью Ромни (англ. Wavy Gravy) — активист движения хиппи.
Пейдж Браунинг (John Page Browning)
Джордж Уокер (George Walker)
Сэнди (Sandy Lehmann-Haupt)
Ларри Макмёртри (англ. Larry McMurtry) — писатель, друг Кизи со времен Перри-лейн.
Эд Маккланахен (англ. Ed McClanahan) — писатель, друг Кизи со времен Перри-лейн.
Боб Стоун (англ. Robert Stone) — писатель, друг Кизи со времен Перри-лейн.
Пол Фостер (англ. Paul Foster (cartoonist)) — художник. Работал над оформлением нескольких книг Кизи.
Джерри Гарсия и оригинальный (в период с 1965 по 1967 год) состав группы The Grateful Dead.
Энтони Дин Уэллс — так же известный среди Проказников как «Отшельник».
Майк Хейджен — техник. Занимался оснасткой проводимых коммуной Кислотных Тестов и был кинорежиссёром документального фильма, который Проказники снимали во время автобусного путешествия.
Рон Бевёрт — техник. Занимался многочисленной аппаратурой автобуса, так же работал над оформлением Кислотных Тестов.
Чак Кизи (Chuck Kesey, брат Кена Кизи)
Дэйл Кизи (Dale Kesey, кузен Кена Кизи)
Стив Ламберт
«Вольный Фрэнк» — член мотоциклетного клуба «Ангелов Ада», присоединился к коммуне в августе 1965 года.

Помимо вышеуказанных персонажей, так же в книге фигурируют несколько известных личностей описываемого времени.

Аллен Гинзберг — поэт, одна из самых видных фигур бит-поколения. Неоднократно присутствовал на проводимых Проказниками вечеринках, был в дружеских отношениях с Кизи.
Тимоти Лири — ученый, совместно с Ральфом Метцнером (англ. Ralph Metzner) и Ричардом Алпертом занимавшийся исследованиями ЛСД. Был лично знаком с Кизи и некоторыми Проказниками — однако из-за расхождений взглядов[прим. 5] по вопросу употребления и популяризации наркотика, с последними был не в лучших отношениях.
Джек Керуак — писатель бит-поколения. Не нашёл общего языка с Кизи и не испытал восторга от знакомства с ним — в хороших отношениях с членами коммуны не был, пропагандируемые ими идеи отвергал.
Хантер Томпсон — американский писатель и журналист. Познакомил Кизи с Ангелами Ада.»

(Из Википедии)

«Электропрохладительный кислотный тест» Том Вулф — читать

[tab:END]

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще публикации из раздела КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, КИНО