Кинотеатры нашей юности

от | Ноя 5, 2010 | Воспоминания, СССР | 17 коммент.

На снимке № 1 (этот и все остальные снимки с сайта www.oldmos.ru) автор в день 9 мая 1965 года. За спиной кинотеатр “Старт” c рекламой фильма “Когда песня не кончается” с Эдитой Пьехой (не смотрел). Возвращаясь к “Cтарту”. Зал был небольшой и уютный. Всего было 18 или 20 рядов (снимок № 2), в каждом ряду 10 или 11 мест. Самыми удобными считались места 11 в рядах 10 и 12, сбоку от прохода. Так так в рядах 9 и 11 не было места 11, то на указанных местах было больше шансов не оказаться за чьей-нибудь широкой спиной и большой головой. Некоторые товарищи, как я помню, еще и шапки не спешили снимать. Уже упоминался кинотеатр “Отдых” (который где то в конце шестидесятых стал “Фитилем”) . На снимке №3 кадр из фильма “Операция Ы” , кинотеатр находится справа за кадром.

Я провел юные годы в Андреевском монастыре, который находится на стыке Воробьевых гор и Нескучного сада и ближайшим кинотеатром к нашему дому был “Старт” на Фрунзенской набережной – чтобы в него попасть нужно было только перейти через Андреевский мост через Москву-реку . В “Старте” я смотрел в пятилетнем возрасте первый фильм в моей жизни – индийский “Любовь матери”, а может “Любовь к матери”, но сейчас это не важно. В “Старте” в промежуток с 1961 до 1968 года я смотрел все хиты тогдашних лет — “Мистер Питкин в больнице” , “Где третий король “ , “Лев готовится к прыжку”, ну и конечно советские шедевры от “Операции Ы” до “Последней реликвии”. Очень ярко вспоминается “Призрак Замка Моррисвиль “, я вообще помню этот фильм только в связке со “Cтартом”. Кстати вспоминается, что во время просмотра “Замка” я заметил странную штуку — в нескольких эпизодах на экране на пару секунд проскакивала какая то вставка с совсем другим сюжетом. Что это было – задумка режиссера или какой то ляп киномеханика, до сих пор не знаю. Возможно Андрей Кулагин может вспомнить что –либо по этому вопросу. Что же касается “Операции Ы” , то интересно отметить, что один из первых эпизодов первого сюжета (Автобусная остановка) снимали совсем недалеко – в районе 2й Фрунзенской улицы, там где был кинотеатр “Отдых”, но тогда я это место не узнал. Также интересно вспомнить кинотеатр “Авангард” на Октябрьской площади. Кинотеатр занимал здание церкви Казанской Божьей Матери. На снимке №4 интерьер этой церкви в начале XX века. А на снимке №5 приблизительно запечатлено время, когда мы с приятелем ходили в “Авангард” смотреть французский фильм “Мужчина и Женщина” c Анук Эме. Было это как раз в период нашего шестнадцатилетия, меня на фильм пустили, а приятеля не сразу, после довольно таки интенсивного сопротивления контролеров. Тем приятнее было смотреть эту историю любви. Кроме перечисленного посещал я и другие места для смотрения фильмов, например Дом Культуры при опытном заводе №306, а также “Ракета” (ныне “Улан-Батор”), “Ударник”, “Прогресс” и некоторые другие. Андрей Казачков.

Кинотеатры нашей юности

История любви Мика Джаггера и Марианны Фэйтфулл.
Фотогалерея.

222222222222222

Кинотеатры нашей юности

Ноя 5, 2010 | Воспоминания, СССР

17 комментариев

  1. Мое детство (до 7-и лет) прошло в доме на ул. Горького, зажатом во дворе двумя театрами (Моссовета и Сатиры). Поэтому, первым моим кинотеатром был деревянный кинотеатр, похожий на большой сарай, в саду Аквариум, который (сад), собственно, и являлся моей основной и единственной площадкой детского времяпрепровождения.
    Покопавшись в сети не нашел ни фоток, ни даже упоминания об этом кинотеатре.. Разве, что вот это – “В начале XX в. здесь был открыт один из первых в Москве кинотеатров, который также назывался «Аквариум».
    Запомнился мультик “Путешествие Гулливера”, еще черно-белый, просмотренный мной в этом, скорее всего, летнем кинотеатре.

    Затем я , вплоть до окончания школы с небольшими перерывами проживал на севере города в Лосинке, в которой было всего два кинотеатра. Старый, типа описанного “Старта”,- кинотеатр “Вымпел” и новый — “Арктика”, о котором, самым сильным воспоминанием остался фильм “Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?”. Из отечественных “Доживем до понедельника”, “Кавказская пленница” и т.д.
    5
    Также, часто ездили в “Космос”, запомнился “Спартак”, ходили на него всем классом, вместо урока по истории.
    В институтское время обходил, наверно, все центральные московские кинотеатры. Выглядело это так: прогул (пара, две), составление компании, как правило из институтских девушек, задумчивое перетоптывание у щитов с киноафишей (помните такие щиты с сеансами), выбор фильма по названию (желательно импортный ) и адресу, и вперед…

    Ответить
  2. Кинотеатры моего детства.

    Моё детство прошло в двух районах.
    Сначало это были Трубная площадь — Сретенка.
    А затем проспект Мира в районе метро Щербаковская.
    И, следовательно, «домашние» кинотеатры — это те, которые находились в шаговой доступности.
    Но со временем образовалась ещё одна группа. Кинотеатры для «походов в кино с друзьями». Выбранные по разным причинам (удобство подъезда, буфет с пивом, репертуар и пр.).

    Первые впечатления.

    Самым большим, и самым главным, и самым новым был, безусловно, кинотеатр «Мир». С ним связан первый (осознанный) поход в кинотеатр. Был это французский «Три мушкетера», в 1961 году, я учился в первом классе. Незабываемо. Также помню ещё два фильма. «Человек-амфибия» 1962 года. И отечественный кинофильм, название не помню, посвященный фото охоте. Природные красоты, по-видимому, специально снятые для показа на широком экране.
    Маленький кинотеатр «Хроника» располагался на Сретенке дом 4. Оказывается, открыт он был в 1913 году. И назывался последовательно «Гранд-Электро», потом «Фантомас» (кто бы такое предполагал), «Искра» и, наконец, «Хроника» (узнал об этом только начав писать этот материал). Запомнил посещение документального фильма «Обыкновенный фашизм», до конца не досмотрел: стало страшно. Но, насколько помню, в нём показывали и художественные фильмы.
    Кинотеатр «Уран» (открыт в 1914 году). Хорошо помню его планировку и интерьеры, зрительный зал располагался на первом этаже (длинный, узкий), а на втором был буфет и висел экран, на котором демонстрировалась хроника, если повезёт, то «Фитиль». Посещал его достаточно часто. Одно из последних посещений (уже учась в институте) — «Под стук трамвайных колёс» Куросавы.
    Кинотеатр «Форум». Архитектурный памятник стиля модерн 1914 года. Нравился своим буфетом в подвальном помещении. Здесь, помимо буфета, также располагалась сцена, на которой играли музыканты перед началом сеанса. Незабываемо. Что смотрел конкретно не помню.
    От последнего «детского» кинотеатра остался только адрес — Цветной бульвар 27/24 (даже моя мама не вспомнила как он назывался). Был он очень маленький и тесный. Фильм запомнился также без названия. Американский, про авианосец. В чём там было дело не помню, но постоянно красочно взлетали и садились.

    1. Кинотеатр «Мир»
    5
    2. Кинотеатр «Хроника» (Сретенка, 4)
    5
    3. Кинотеатр «Уран»
    5
    4. Кинотеатр «Форум»
    5
    5. Кинотеатр «?» (Цветной бульвар, 27/24)
    5

    Ответить
    • Это Экспресс… 60-е годы…

      Ответить
  3. Второй регион:

    Родители улучшили наши жилищные условия. Следствие — переезд на проспект Мира, в районе метро Щербаковская. Весь охватываемый Левоном временной период, я прожил здесь. 1963 — 1976 гг.
    Хотя по теперешним меркам это почти центр, во время моего здесь обитания это была хотя и не окраина, но … ВДНХ, Ботанический сад, Останкино.
    И как следствие резкое снижение культурно-массовых учереждений. Кинотеатра — два.
    Ближайщий — детский кинотеатр «Огонёк» располагался на первом этаже жилого дома.
    Был он маленький, репертуаром не баловал и был местом «кучкования» близпроживающей малолетней шпаны. И как следствие постепенно посещения его свелись на нет.
    Кинотеатр «Космос» отличался от кинотеатра «Огонёк» всем и в лучшую сторону. Широкий экран, репертуар, буфет и пр. Месторасположение также способствовало. От моего дома до него было пешком около 15 минут. А это уже мероприятие. Встреча с друзьями, прогулка, просмотр, обратная прогулка с обсуждением — целая культурная программа.
    Также недалеко находился клуб завода «Калибр «, было до него минут пять хода (как до «Огонька»). Но располагался он в рабочей зоне, сеансы были только вечерние (19 и 21) и «кучковалась» там уже не малолетняя шпана. Поэтому его посещения были сведены к миниуму. Достоверно помню, что здесь я впервые увидел «Великолепную семёрку». Про бандитов в бандитской среде — правильный выбор.

    Репертуарный голод заставил искать новые культурные объекты.

    Третий путь (сознательно выбранный):

    Кинотеатр «Зарядье». Очень удобно было ходить после института. По мосту через реку (15 минут). Наличие двух залов позволяло разнообразить выбор. В начале 70-х кинотеатр был во всех отношениях очень прогрессивно-современным. Посещался с удовольствием. Часто.
    Кинотеатр «Иллюзион». По тому же мосту, но в половину ближе. Интерес ко всему «антикварному» и просто редкостному и, что немаловажно доступному (территориально), сделало его посещения регулярным (все студенческие годы). Иногда в его тематических программах демонстрировались и новые фильмы — Шаброля, Феллини, Кубрика и пр.
    Клуб фабрики «?» по адресу — Якиманская набережная, дом 4 (приблизительно — сейчас его нет), через обводной канал от дома на набережной. Практически это был филиал «Иллюзиона» с тем же репертуаром.
    Кинотеатр «Ударник». Какая архитектура. Интерьеры. Буфет. Зрительный зал. Настоящее искусство.
    Кинотеатр «Повторного фильма». Маленький. Уютный. С каким-то практически домашним настроением. И замечательным репертуаром. Чудесный кинотеатр, который не портил неудобный длинный зал с маленьким экраном (брали билеты поближе). Сколько здесь увидено прекрасного кино. И важная часть — прогулка по бульварному кольцу.

    Вот мои главные московские кинотеатры, хотя культурная жажда (и поиск приключений) куда только не заносила.

    1. Дом, где находился кинотеатр «Огонёк»
    5
    2. Кинотеатр «Космос» (современный вид)
    5
    3. Кинотеатр «Зарядье»
    5
    4. Кинотеатр «Иллюзион»
    5
    5. Кинотеатр «Ударник»
    5
    6. Кинотеатр «Повторного фильма»
    5

    Ответить
  4. На Якиманской набережной был клуб фабрики Красный Текстильщик. Кстати попасть туда было очень непросто. Я помню, что можно было купить абонемент на квартал и только таким образом попасть на хороший фильм. Я там смотрел несколько фильмов Бергмана и Под маской Красной смерти

    Ответить
    • Андрей, я недавно в комментарии на Сашину эпитафию на смерть Валерии Новодворской вспомнил выступление группы «Цветы» в моей школе №5 3 ноября 1971 г. Интересно, а ты случайно не помнишь, как звали сестру твоего сокурсника Бори Лобанова? Не Наташа ли? Девушка с таким именем училась в педагогическом ВУЗе и проходила у нас практику по Русскому языку и литературе. Она пела в группе «Цветы» и это выступление Стаса Намина и других организовала она. Говорили, что у нее были какие-то проблемы в процессе практики и единственным спасением было — организовать это прекрасное событие и параллельно вечер, посвященный 150-летию Н.А. Некрасова, чтобы получить зачет. Танцы под «Цветы» и Н.А. Некрасов — абсурд нашего тогдашнего бытия.Но голос был у нее красивый и низкий такой. С ним она могла и джаз и блюз петь легко.
      А моим клубом был «Клуб завода Красный пролетарий». Что я там только ни смотрел? Все, что можно было увидеть, было увидено там: и «Кавказская пленница» и «Фантомас» три серии за два дня — субботу и воскресенье, осенью 1968 г. «Двери срывали с петель»…

      Ответить
    • Привет Иосиф!
      Своего сокурсника Бориса Лобанова, а тем более его сестру, к сожалению не припоминаю. Что касается группы «Цветы», то вспоминаю один случай, кстати связанный с посещением кинотеатра. Как-то году в 1972 (осенью, точно помню, что это было после поступления в институт) мы собрались на Ленинском проспекте большой толпой одноклассников. Решили пойти в кинотеатр «Фитиль», что там показывали, не помню, но что-то интересное. Сели на автобус №108. С трудом купили билеты. В фойе было много народа и кто-то из наших показал на одного человека и сказал, что это барабанщик группы «Цветы» Юрий Фокин. Почему-то это запомнилось.

      Ответить
  5. Андрей, спасибо за «Экспресс» и «Красный Текстильщик».
    В последнем, кроме фильмов, иногда проходили наши студенческие (общеинститутские) вечера. Приглашенные артисты, собственная худсамодеятельность, танцы, вино в туалете. Вот жизнь.
    В «Красном Текстильщике» также случались концерты.
    Одно из первых выступлений группы «Цветы» (кажется сдача программы комиссии). В «Цветах», на подпевках, участвовала сестра моего сокурсника Бори Лобанова (он сам позднее играл в «Самоцветах»).
    Запомнил концерт польской группы играющей прогрессив. Название (как всегда) забыл. Воспоминания — круто.
    Были и другие концерты (рок самодеятельность).

    Ответить
  6. В связи с упоминанием группы Цветы у меня прорезалось киношное воспоминание. Где-то осенью 72 года мы большой толпой ходили в кинотеатр Фитиль. Кстати был там и Саша Бабков, и как мне кажется, Левон. Фильм я не помню, но помню как в фойе кто-то из наших указал рукой на человека, пьющего пиво и сказал, что это Стас Намин из группы Цветы. Левон может припомнит этот эпизод

    Ответить
  7. Почему то выпал вопрос про «Призрак». Надо пересмотреть, сейчас не могу вспомнить.
    Обратил внимание на следующее.
    Чешские комедии 60-70х мне нравятся в теории, а когда смотришь …

    Ответить
  8. «Мiръ».

    Середина августа. За окном неожиданно холодный дождь. Первый намёк на то, что скоро осень. И вместо мини-юбок и длиннющих, покрытых нездешним загаром, стройных ножек девушек, и голоторсных накаченных парней мы скоро будем видеть сапожки, шубки, реагенты на асфальте, снег и слякоть. Это немного печалит. Но мудрая природа наделила нас самозащитой от грусти, в виде воспоминаний о чём-то далёком, но очень хорошем, тёплом и дорогим нашему сердцу. И преодолевая депрессивно- хмурую мглу неожиданно осеннего дня, мне вспоминается один из вечеров, в конце марта, из моего беззаботного детства… Мы жили в Тихвинском переулке, что выходил на Новослободскую улицу. Через дорогу от нас находилась знаменитая Бутырская тюрьма и, как не странно Клуб Милиции, в Горловом тупике (какие чУдные названия ), где был кинозал, буфет и милицейская самодеятельность. А с другой стороны нашего жилого массива был Сущёвский вал, где сразу за Миусским кладбищем начиналась пресловутая Марьина Роща. На углу Сущёвки и Новосущёвской улицы последним, как нам казалось, оплотом цивилизации и сторожевым форпостом стояло здание в котором размещался очаг культуры, под названием кинотеатр «Труд».

    История этого здания довольно витиевата и иллюстрирует многие события происшедшие в нашем городе за последние сто лет. Это примечательное, но неказистое с виду сооружение было построено в 1914 году, о чём свидетельствует дата, выложенная на фронтоне роскошной и, как утверждают знатоки архитектуры, очень редкой плиткой. Под датой была, так же плиточная надпись «Театръ Мiръ».

    И вообще весь дом по второму этажу был облицован этой волшебной плиткой , которая играла отражениями и световыми бликами, сливаясь в единое, необъяснимо красивое панно. Это был один из первых кинотеатров в Москве. Первоначальное название «Электро-театр» со временем трансформировалось в просто кинотеатр. А за углом, в продолжении этого корпуса размещались Минаевские бани, где при входе тебя встречали дивные запахи банных веников, разливного бочкового пива и дешёвого мыла. В общем это был оазис культуры и здоровья.
    По выходным дням, а он тогда был один, сограждане проживающие поблизости, направлялись на вечерние сеансы, предварительно послав гонцов, стало быть нас, детей, за билетами, в киноТЕАТР. Это был выход в «Свет». Мужчины были при галстуках, чисто выбриты и пахли «Шипром». Как тогда говорили — были нафабрины. Женщины к этому выходу делали себе причёски, либо специальными щипчиками, либо на бигуди. Надевали выходные платья пошитые из тканей с чарующе-таинственными названиями: крэпсатин, крэпжоржет, крэпдешин. Все чинно и немного важно поднимались на второй этаж, где было фойе со сценой для артистов, с журнальными столиками, где почему-то лежали в основном журналы «Крокодил» и «Вилы в бок». Мужья и жёны, идя под ручку, важно раскланивались друг с другом. Мужчины немного смущались своих галстуков, а женщины всем своим видом старались показать — «А мы и, вообще, никогда не ссорились…» И позволяли мужьям в буфете выпить пива — «Ну только одну, Саша…»
    Раздавались звонки, все покидали фойе с пустующей сценой для оркестра и располагались согласно купленным билетам. Незаметно плавно гас свет в зале и раздавались победно радостные фанфары кино-журнала». Новости Дня». Это было неинтересно. Доклады комбайнёров, хлеборобов и птичниц — дело обычное. Но когда появлялись титры «Иностранная кинохроника» все оживлялись, особенно мы, мальчишки, которым каким-то таинственным путём удавалось проникнуть на взрослый сеанс. На экране появлялся Фидель — «у нас всё хорошо», рабочие Венгрии — «Мы вас любим», польские активисты — «Вы наши лучшие друзья»… Одним словом торжество Мирового Социализма. Но вдруг…, голос диктора за кадром (вот оно ) покрывался железом: «А в это время за Океаном…» И пошло-поехало… Разбивающиеся на гонках (за деньги!) автомобили, стреляющие от бедра злобные солдаты в неимоверно красивых касках с веточками в сетке, душераздирающие вопли саксофонов и (ой, я не могу) извивающиеся в танце «Буги — вуги» фантастически порочные красотки…
    Снова включался свет. Все взволнованно обсуждали их нравы и впускали опоздавших. Затем опять темнота, которую изредка пронзали вспышки прикуривающих на последнем ряду хулиганов. И начинался фильм. Мелькали неописуемые красавицы, ехиднокрасивые злодеи и мужественные герои, погибающие в конце. Как в любимом фильме «Искатели приключений» — «Не умирай. Моню, слышишь…»
    Когда фильм заканчивался и снова воцарял свет, под аплодисменты откидывающихся деревянных сидений в полной тишине зрители молча тянулись к выходу. Мужчины мужественно закуривали, думая — «Да… эх… я бы тоже… вот завтра пойду к начальнику, да как скажу всё в лицо…» А женщины, сморкаясь в крошечные платочки думали: » Эх… да … а мой … хорошо вчера заначку у него нашла, Таньке фартук куплю…»
    А на улице их ждала уже не замерзающая звенящая капель и тонкий, немного тревожащий, запах поздне-мартовского весеннего воздуха. Кинотеатр «Мiръ», переименованный в «Мир», после 1957-го года отдал своё название младшему брату на Цветном бульваре и был гордо назван «Труд». Ещё бы немного и его переименовали бы в «Май» — по лозунгу «Мир, Труд, Май». Но этого не произошло, так как в 1980 году его полностью закрыли, а в 2004 снесли вместе с плиткой, с милым буфетом с рожками по восемь копеек и с уютным залом моего детства.

    Ответить
    • Вот что шло в кинотеатре «Труд» в ноябре 1963 года:

      Ответить
      • Спасибо за дополнение. Если не ошибаюсь — это «Московская кино-неделя»? Хочу обратить ваше внимание на замечательные и трогательные номера телефонов. Они скорее напоминают автомобильные, по сравнению с современными. Я свой помню до сих пор — Д-0-10-12.
        Если что,звоните… )))

      • По-моему, черточку после буквы не писали: Д0-10-12

      • Совершенно верно , черточки не было .Но, простите и не слитно.Иначе будет читаться — Д0 десяти — двенадцати …

  9. Насколько можно судить по фотографиям, плитка чудесная.
    По карте разобрался, где находился кинотеатр.
    Жалею, что периодически бывая на улице Палиха так и не обратил на него внимание,
    пока была возможность.

    Ответить

Оставить комментарий к Сергей Ляшенко Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще публикации из раздела КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, КИНО

Все публикации по тематике CHRISSIE SHRIMPTON

На снимке № 1 автор в день 9 мая 1965 года.
За спиной кинотеатр “Старт” c рекламой фильма “Когда песня не кончается” с Эдитой Пьехой (не смотрел).

2222222222222