Фотоаппараты СССР

Фотоаппараты 60-70-х годов
Зоркий-4
Год выпуска: 1956-1972
Название: “Зоркий-4″
Производитель: КМ
Размер кадра: 24X36
Объектив: Юпитер-8 2/50
Количество: 1.715.677 единиц
Искра
«Искра-2» и «Искра-3»
Среднеформатный дальномерный фотоаппарат
Год выпуска: 1960-1963
Производитель: Красногорский механический завод (КМЗ)
Размер кадра: 60?60 мм
Фотоматериал: Неперфорированная фотопленка типа 120.
Тип затвора: Центральный, механический, межлинзовый, с выдержками 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/50 сек. и длительная «В».
Объектив: Жестковстроенный «Индустар-58» f=3,5/75 мм., убирающийся, соединен с камерой мехом.
Фокусировка: Ручная, дальномер с базой 55 мм.
Экспозамер: Ручная установка выдержки и диафрагмы.
Вспышка: Синхроконтакты «Х» и «М».
Видоискатель: Оптический, совмещенный с дальномером.
Размеры: В сложенном состоянии — 152x110x48 мм., в рабочем — 152x110x98 мм
Масса: 925 г
Киïв Вега 2
«Киiв Вега 2»
Год выпуска: 1961-1969
Производитель: Киевский Арсенал
Размер кадра: 10?14 мм
Объектив: Индустар-М 3.5/20
Количество: неизвестно.
ФЭД-4
«ФЭД-4»
Год выпуска: 1964-1975
Производитель: FE
Размер кадра: 24?36
Объектив: Индустар-61 2.8/52
Количество: 633,096 единиц (всех типов).
Зенит-Е
«Зенит-Е»
Выпускался серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка (Белоруссия)
Количество: 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3.334.540 шт.) — мировой рекорд для одно объективных зеркальных фотоаппаратов.
Объектив: «Гелиос-44-2» 2/58 или «Индустар-50-2» 3,5/50. Размер кадра: 24х36
Чайка
«Чайка»
Год выпуска: 1965-1969
Производитель: ММ
Размер рамы: 18х24
Объектив: Индустар-69 2.8/28
Количество: 171,400 единиц.
Фотоснайпер ФС-3
Фотоснайпер ФС-3
«Фотоснайпер» — торговое наименование фоторужей производства Красногорского механического завода (КМЗ).
Первый «Фотоснайпер» опытной партией был выпущен в 1937 году Государственным Оптическим Институтом на базе модифицированной дальномерной камеры «ФЭД». С 1944 года аналогичную модель под названием «ФС-2» начали производить для вооруженных сил на КМЗ. «ФС-2» имел деревянную ложу ружейного типа и длиннофокусный объектив «Таир-2» 4,5/300 мм (нормальный объектив, обычно серии «Гелиос-44»).
В модели «Фотоснайпер ФС-3» (1965—1982) и последующих, предназначенных уже для потребительского рынка, применялись специальные модификации зеркальных фотокамер «Зенит».
Сокол Автомат
«Сокол Автомат»
Год выпуска: 1966-1977
Производитель: ЛОМО
Размер кадра: 24х36 с
Объектив: Индустар-70 2.8/5
Количество: 298,855 единиц (всех типов). первоначальную цену (в 1966 году) – 145 рублей.
Этюд
«Этюд»
Год выпуска: 1969-1983
Производитель: ММЗ
размер кадра: 4.5?6 см
Объектив: мениск 11/60
Количество: ± 1.500.000 единиц. первоначальная цена – 7 рублей.
Смена-8М
«Смена-8М»
Суперхит всех времен и народов
Год выпуска: 1970-1992
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 21 041 191 шт. (включая “Смена-8?). Первоначальная цена (в 1986 году), 15 руб.
Смена Символ
«Смена Символ»
Год выпуска: 1971-1995
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 4.181.469 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 20 руб.
Салют-С
«Салют-С»
Год выпуска: 1972-1983
Производитель: Арсенал (Киев)
Размер кадра: 6х
Объектив: Вега-12Б 2.8/9
Количество: ± 30,000 единиц.
Киев-15 TEE
«Киев-15 TEE»
Год выпуска: 1973-1987
Производитель: Арсенал (Киев)
Размер кадра: 24?36
Объектив: Гелиос-81 2/53
Вилия Aвто
«Вилия Aвто»
Год выпуска: 1973-1983
Производитель: БелОМ
Размер кадра: 24?36
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Количество: ± 2 млн. единиц.
Киев-30
Киев-30 или Киев Spy КГБ
«Киев 30» — советский «шпионский» фотоаппарат. Наш ответ немцам на ихний «Minox»
Являлся продолжением семейства фотоаппаратов «Киев-Вега» и «Вега-2».
Производитель: завод «Арсенал».
Год выпуска: 1975-1987.
Размер кадра: 13?17 мм.
Объектив: Несменный «Индустар-М» 3,5/23
Размеры: 28?46?86 мм.
Масса: 190 г.
Любитель-166
«Любитель-166»
Год выпуска: 1976-1986
Производитель: ЛОМО
Объектив: Триплет-22 4.5/75
Зенит-TTL
«Зенит-TTL»
Год выпуска: 1976-1989
Производитель: КМ
Размер кадра: 24?36
Объектив: Гелиос-44М 2/5
Количество: 1.632.212 единиц.
Орион ЕЕ
«Орион ЕЕ»
Год выпуска: 1977-1983
Производитель: БелОМ
Размер кадра: 24?36
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Первоначальное название – Вилия EE.
Количество: ± 500,000 единиц

Фотоаппараты СССР

Мар 18, 2013 | СССР, Технологии и быт

8 комментариев

  1. (из воспоминаний о своих фотоаппаратах — Смена)
    В году 79-м меня, как молодого специалиста, видимо не очень полезного на основной работе, командировали в добровольно-принудительном порядке на все лето в ведомственный пионерлагерь в качестве руководителя фотокружка и штатного фотографа всех лагерных мероприятий. Лагерь был серьезный, мероприятия проводились чуть не каждый день, снимать приходилось практически ежедневно, требования к снимкам были весьма серьезные. Собственно, наверно, именно здесь я и научился азам профессиональной съемки. Снимал двумя одинаковыми Зенитами, сейчас номера не помню, но точно без встроенных экспонометров, на которые приспосабливал два разных обьектива: штатник и широкоугольник. Так и проходил все лето с двумя фотоаппаратами на шее. Была, естественно и фотолаборатория, где я проводил занятия фотокружка, собственно, об этом я и хотел рассказать.
    Для работы в фотокружке мне было выделено 6 фотоаппаратов Смена-8.

    После первых 2-3-х занятий мне показалось, что их хватит, максимум на несколько дней. Представьте себе постоянное открывание-закрывание-бросание и все это в неловких и неопытных детских ручонках. Однако, к концу лета мне удалось сдать обратно аж 3 штуки в абсолютно работоспособном состоянии, всего: при одном доломанном, одном утерянном и одном утопленном. До сих пор восхищаюсь надежностью и простотой этих замечательных ломовских фотоаппаратиков, кстати, они еще и снимали вполне прилично.

    Ответить
  2. У меня был аппарат Смена-5. Им были сделаны все снимки 60х годов в публикации про Нескучный Сад.

    Кстати, просмотрев информацию по линейке Смена, я несколько усомнился, была ли у меня именно пятая модель. Как следует из информации на вики, Смена 5 выпускалась только 2 года, с 1961 по 1962 год, а потом заменена на шестую модель. Мне фотоаппарат подарили на 10-летие в 1965 году. То есть по идее у меня вроде бы должна была быть «шестерка», но в памяти сохранилась «пятерка»

    Ответить
  3. (из воспоминаний о своих фотоаппаратах — Салют)
    Когда в году 81-м мне чудом без специального образования удалось устроиться на работу фотографом в гостиницу «Молодежная», то мне были выделены неограниченные средства (ЦК ВЛКСМ все-таки) на закупку оборудования для фотолаборатории и фотоаппаратуры (правда только пр-ва ссср).
    Из узкоформатных зеркалок я взял последнюю модель Киева (Киев-17) с 3-мя обьективами.
    А вот из среднеформатников я взял Салют.
    Выбирать в то время было особо и нечего, речь шла либо о Салюте, либо о Киеве (по-моему Киев-60), который выглядел, как обыкновенная зеркалка, только значительно крупнее.
    А вот Салют выглядел потрясно — сам его профессиональный вид (под Hasselblad) вызывал первоначальные ощущения, что теперь-то любой кадр, сделанный этим чудом советской фототехники, будет, как минимум шедевром.

    «При создании однообъективного среднеформатного фотоаппарата «Салют», за основу была взята камера Hasselblad 1600F, которая выпускалась с 1948 года.
    Внешне эти две камеры хоть и имеют некоторые отличия, но все же очень похожи. Внутреннее строение камер также практически идентично. «Салют» (как и Hasselblad 1600F) выполнен модульным, к нему отдельно присоединяется объектив, а также видоискатель и кассета для пленки. Фотоаппарат оснащен шторным фокальным затвором с гофрированными шторками, сделанными из нержавеющей стали. Диапазон выдержки составляет от 1/2 до 1/1000 с.»

    Примечательно, что компания Hasselblad прекратила выпуск модели 1600F в 1953-м году, в то время как в СССР Салют в различных модификациях производился до 1980-го года.

    А вот как выглядел Hasselblad…

    В Салюте важным отличием являлось использование собственного байонета В для крепления сменных объективов, которым обладали и многие другие камеры киевского завода «Арсенал».

    А вот так выглядел дополнительный видоискатель (призма), который можно было вставлять вместо штатного, вещь, хоть и тяжелая, но абсолютно необходимая для более точной наводки на резкость.

    В целом качество аппарата находилось на довольно высоком уровне.

    Сам факт обладания Салютом побудил меня к активному любительскому фототворчеству, однако самих фотографий на выходе осталось немного, в виду того, что, как правило, все хранилось (и кое-что хранится до сих пор) в виде негативов или, в лучшем случае, контролек, ну и многое пропало.
    Одну из первых тестовых фотографий, сделанных мною Салютом можно посмотреть здесь (Банка).

    В ежедневной же работе Салют оказался не столь практичен и прежде всего из-за своей массы, которая не позволяла использовать его в оперативной репортерской съемке. Посудите сами, вот мой стандартный набор, который я по обыкновению брал на съемку важных мероприятий:
    Сама камера — 1 650 г
    Плюс, как правило два объектива, плюс дополнительный видоискатель, плюс дополнительная кассета для пленки, сама пленка, как правило пару блоков (20 штук), вспышка «Луч-70», ну и плюс батарея «Молния» для вспышки.
    Одна только эта чудо батарейка весила, наверно не меньше килограмма.

    Вспышка «Луч»

    Я знакомлюсь с инструкцией вспышки «Луч»

    Батарея «Молния» для вспышки «Луч»

    В общем, все это хозяйство, вместе с кофром (сейчас в нем мой отец на даче гвоздики хранит), думаю тянуло на 6-7 кило. Если же на съемку надо было брать еще узкопленочную камеру с объективами, все уже выходило за рамки разумного.
    А работа репортажного фотографа, заметьте, связана прежде всего с постоянным движением и толкотней…

    Тем не менее, еще раз отмечу вполне удовлетворительное качество данного аппарата, который я чаще использовал для рекламных, студийных и постановочных съемок.
    Ниже публикую групповой портрет (больше 100 человек), сделанный мною фотоаппаратом Салют, на ступеньках гостиницы «Молодежная» (с одного кадра — отдельная история). Оригинальный размер 20х30.

    Но по причине веса и привередливости к минусовым температурам (замерзала шторка) я в скором времени и, особенно для уличных групповых съемок, перешел на другой среднеформатный фотоаппарат — старушку Искру.
    Но об этом в другой раз.

    Я на съемке на проспекте Калинина (Новый Арбат) с фотоаппаратом Салют.

    Ответить
  4. Левон, «Салют» это конечно вещь, хотя не позавидуешь, как это можно было таскаться по московским толпам с 7 килограммовым оборудованием на плече. Впрочем в молодости все было проще. Я недавно нашел свои ботинки 30- летней давности, я их и приподнять то смог с трудом. А сейчаc я и на 700 граммовый Canon ругаюсь. Кстати ты упоминал Hasselblad, насколько я помню, эти аппараты использовались американскими астронавтами при съемках в космосе и на Луне. Интересно, чем снимали наши, может «Салютом»?

    Ответить
    • Где? На Луне? Русские?

      Ответить
  5. Нашел свою старую фотографию с фотоаппаратом.

    Странные наши с мамой лица обьясняются тем, что фотографировали в зеркало. К своему удивлению обнаружил, что на снимке не «Cмена-5», а какой-то другой аппарат, откуда он у нас взялся, не понимаю. Что за модель не вижу. Левон, может ты, как профессионал, сможешь определить

    Ответить
  6. Cам себе отвечаю — похоже, что это «Зоркий-2». Да оно и верно, «Смену» мне подарили на 10-летие, а здесь мне явно меньше 10 лет

    Ответить
  7. (из воспоминаний о своих фотоаппаратах — Искра)
    Удивительно, но факт: все 80-е годы, пока я работал фотографом, я профессионально снимал фотоаппаратом выпущенном до 1963-го года — Искрой.

    В итоге, это оказался единственный фотоаппарат, приспособленный для съемок групп на улице в любую погоду. Как сейчас помню, однажды я снимал группу при минусовой температуре -32 градуса. Никакая другая советская фототехника не работала при таких условиях.

    Еще одним достоинством Искры был ее небольшой вес — всего 925 г и компактность в сложенном состоянии.
    Небольшой вес позволял снимать без «шевеленки» на 1/30, а в экстренных случаях (зима после 16-ти часов) даже на 1/15…

    Естественно, и этот отечественный фотоаппарат был успешно содран с немецкой камеры Zeiss Super Ikonta IV.

    Всего у меня было три Искры, и это не было излишеством. При всей надежности, как правило, одна из трех всегда находилась в ремонте — и так по кругу.

    Ответить

Оставить комментарий к Левон Бабаян Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще публикации из раздела ТЕХНОЛОГИИ и БЫТ

Еще публикации из раздела СССР