В 1962 году вышел в свет примечательный фотоальбом с видами города Донецка — «Донецк 1962».
В альбом вошли фотографии, на которых запечатлена жизнь столицы Донбасса в эпоху Хрущевской оттепели. Город уже оправился от военных разрушений и только-только поменял свое имя со Сталино на Донецк.


Путиловский аэровокзал Донецка (сейчас автовокзал «Путиловский»). Самолет Ан-10А на взлете.

Вступительная статья к альбому:

Этот альбом — фотопортрет нашего города — индустриальной жемчужины советской Украины. Всматриваясь в это родное лицо, находишь в нем все новые и новые черты, и каждая из них, как откровение, рассказывает об интересных страницах большой жизни.

Он по-своему красив: и в дождь, и в солнце, и в полдень, и глубокой ночью.

Путиловский аэровокзал Донецка (сейчас автовокзал «Путиловский»). Самолет Ан-10А. Выход пассажиров.

Донецк похож и… не похож на другие места. Есть города, в которых живут машиностроители или химики, металлурги или шахтеры. Но почти невозможно назвать основную «профессию» нашего города-труженика. В нем живут десятки тысяч металлургов, машиностроителей, химиков и почти сто тысяч рабочих-шахтеров!


Стоянка такси на площади Ленина.

Трудно найти отрасль промышленности, которая не представлена в Донецке хотя бы одним предприятием. Капроновая фабрика и завод каменного литья, прокатное производство и оранжерейное хозяйство. На территории города около 300 километров железных дорог и около ста строительных организаций, 45 угольных шахт и 15 научно-исследовательских и проектных институтов.


Фонтан на площади Ленина.

Одна из основных черт города — это стремительный, ни с чем не сравнимый рост. На протяжении одного поколения город вырос в десятки раз.

В старой Юзовке было около 50 тысяч жителей, в 1939. году их стало 466 тысяч, а сейчас в Донецке живет около 800 тысяч человек! По населению город занимает одиннадцатое, а по территории второе место в Советском Союзе.


Улица Артема. Вид на здания Донецкой железной дороги и Министерства угольной промышленности УССР.
Конечно, стремительному росту населения помогло то, что много людей переселилось в Донецк из других мест: бурно растущей промышленности нужны были рабочие руки. Если в Юзовке было 4 завода и 10 шахт, то уже перед Великой Отечественной войной в городе было 233 промышленных предприятия. Сейчас их насчитывается свыше пятисот.


Улица Университетская. Слева – забор городского сада (горсада).

Однако, приток притоком, но и в самом городе каждый год рождается более 13 тысяч новых граждан.

Одна из характерных черт города — его молодость. Десятки молодых скверов и парков, сотни новых улиц, заводов и фабрик. Из каждых пяти домов, четыре — построены после войны. И только пятая часть жилого фонда — довоенной постройки.


Бульвар Пушкина.

Ничего старого не осталось в облике даже тех шахт и заводов, которые начали свое существование еще до революции. На металлургическом заводе все до одной доменной печи построены заново, оборудованы по последнему слову техники, используют природный газ… Здесь же недавно введена в строй крупнейшая в мире установка непрерывной разливки стали. В шахтах работают угольные комбайны, ленточные транспортеры, самые совершенные электрические подъемные машины, которые изготавливаются тут же, на заводе имени 15-летия ЛКСМУ. Прочно входит в производство автоматика и телемеханика.


Здание Донецкого телецентра с двухсотметровой ажурной мачтой.

Можно рассказать о том, что в Донецке около 15 тысяч медицинских работников, а а старой Юзовке их было 65 человек, что у нас 200 школ, а в Юзовке было 7. Можно привести еще немало убедительных сравнений. Но никакой рассказ не заменит того живого впечатления, которое оставляют документальные снимки. Посмотрите их один за другим и вы убедитесь, что Донецк — удивительно молодой город, богатырь, набирающийся сил.

[nggallery id=195]